Союз армян России
флаг

«Народ армянский! Спасение твое - в твоем единении»

Егише Чаренц

Союз Армян России общероссийская общественная организация
Присоединяйтесь! Вместе мы сможем достойно пройти этот сложный и ответственный этап жизни нашего народа!
Ара Аршавирович Абрамян
Президент САР
Посол Доброй Воли ЮНЕСКО
Личный блог
кавычки

Престиж русского языка в Армении поднимают через песни

5 Мая 2017г, 22:48

В декабре в Ереване состоялся гала-концерт IV республиканского фестиваля русской песни «Песня – мост дружбы». Цель фестиваля – приобщить молодёжь Армении к культуре России и её духовным ценностям. Портал «Русский мир» побеседовал с руководителем фестиваля, председателем Армянского центра развития русского языка Владимиром Агаяном.

– Расскажите про сам фестиваль – как возникла идея его проведения? С какой регулярностью он проходит?

– Фестиваль русской песни общеобразовательных школ Армении «Песня – мост дружбы» проводится с 2010 года с периодичностью раз в два года. Фестиваль на сегодня является одним из самых востребованных мероприятий не только среди школьников, но и родителей, педагогов школ.

Инициирование этого проекта Армянским центром развития русского языка и Общероссийской общественной организацией «Союз армян России» было продиктовано ситуацией, создавшейся на всем постсоветском пространстве, когда русский язык и русская культура стали постепенно сдавать свои прежние позиции. Этот процесс не обошёл и Армению.

Распад многонациональной страны, имевшей единые интересы, общее языковое, культурное и научное пространство, крепкие взаимовлияющие, взаимообогащающие связи, в которых ведущее место по праву принадлежало России, её языку и культуре, привёл к непростой ситуации.

Сужение области применения русского языка, естественно, повлияло и на отношение к культуре, духовным ценностям русского народа и к России в целом.

С одной стороны, русский язык продолжает быть де-факто средством межнационального общения на постсоветском пространстве, с другой стороны, вынужден преодолевать тревожные тенденции, связанные с изменением отношения к нему.

Население Армении оказалось втянутым в процесс переориентации на усвоение других языков. Особенно это ощутимо проявлялось в среде молодого поколения.

Этот процесс, если его не приостановить, на фоне смены поколений может углубиться, и молодёжь будет индифферентно относиться к русскому языку и русской культуре.

Превалирующее большинство армянского народа связано с Россией и его культурой не только узами вековой дружбы, но и тесным переплетением культурных и духовных ценностей, уходящим в глубь веков. Именно поэтому оно заинтересовано в защите позиций русского языка и русской культуры в республике.

Сложившаяся ситуация обусловила также создание в 2001 г. Армянского центра развития русского языка (АЦРРЯ), основная цель которого – популяризация русского языка и русской культуры в Армении.

С первого дня своего создания АЦРРЯ провёл множество мероприятий, направленных в основном на повышение профессионального уровня школьных и вузовских преподавателей русского языка и литературы. Для них центром был издан ряд методических пособий для школ с углублённым изучением русского языка.

Однако создавшаяся ситуация требовала непрерывной, долгосрочной работы, содействующей восстановлению имиджа русского языка и русской культуры, приобщению молодёжи к русской истории, русскому культурному наследию.

Исходя из этого АЦРЯ в 2002–2005 гг. провёл три Международных конкурса по русскому языку среди учащихся выпускных классов общеобразовательных национальных школ стран СНГ и Балтии под девизом «Россия и русский язык в моей жизни». Конкурсы были проведены в партнёрстве с Центром развития русского языка Москвы при активном содействии Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина.

Заключительный тур конкурса был проведён в Армении. Став победителями международных конкурсов, 60 конкурсантов получили именные сертификаты, дающие право на внеконкурсное поступление и бесплатное обучение в ведущих вузах РФ по специальностям «филология», «связи с общественностью» и «журналистика».

Основываясь на опыте, приобретённом при проведении Международных конкурсов по русскому языку, и преследуя цель дальнейшей популяризации русского языка и русской культуры не только в среде старшеклассников, но и с охватом всех учащихся школ Армении, Центр стал реализовывать долгосрочный проект «Республиканский фестиваль русской песни учащихся общеобразовательных школ Армении «Песня – мост дружбы».

Мы проводим этот фестиваль, чтобы активнее приобщать молодёжь Армении к культурным и духовным ценностям русского народа, а также повысить престиж русского языка и русской культуры в нашей стране и сформировать позитивное представление о нашем стратегическом партнёре – России.

Формат песенного фестиваля был выбран неслучайно. Русское песенное искусство представляет собой огромное информационное пространство, через приобщение к которому молодёжь, и в частности школьники, начинают в большем объёме использовать русский язык и приобщаться к русской культуре. Главным спонсором фестиваля стала общероссийская общественная организация «Союз армян России». И уже в четвёртый раз фестивалю оказывает финансовую поддержку фонд «Русский мир».

– Как идею проведения фестиваля русской песни воспринимают в школах – насколько он популярен? Много ли желающих участвовать?

– В этом году был проведён IV фестиваль русской песни. Все четыре фестиваля праздничным маршем прошли по областям республики и её столице – Еревану.

О масштабности фестиваля говорят такие цифры. Целевая аудитория каждого фестиваля – 400 тысяч учащихся из всех 1400 школ. К фестивальным мероприятиям прямо или косвенно подключены свыше миллиона человек – родители, педагоги, широкая общественность, то есть каждый третий житель республики.

О популярности фестиваля также говорит тот факт, что только в песенных конкурсах принимали участие около 100 тысяч школьников.

Не будет преувеличением сказать, что фестиваль стал органической частью учебно-воспитательного процесса в школах, ведь в его рамках проводились множество смежных мероприятий, которые призваны повысить знания армянских школьников по русскому языку, культуре и истории.

– Каковы критерии участия в фестивале? Есть ли ограничения по репертуару – современные песни, советские?

– Критериями оценки в конкурсе песни, во-первых, являются вокальные данные. Но кроме этого учитывается также владение русским языком, проникновенное восприятие исполняемых песен, а также информированность исполнителей об авторах песен и эпохе их создания, ведь каждый участник перед началом своего выступления должен был представить слушателям и жюри требуемые сведения.

Что касается ограничений по репертуару, то в помощь участникам конкурса Оргкомитетом фестиваля совместно с представителями Союза композиторов Армении и специалистами по вокалу Ереванской государственной консерватории был составлен список рекомендуемых для исполнения песен. Однако это была лишь рекомендация.

– Какие песни вышли в финал в этом году? Что вообще предпочитают петь школьники на русском языке?

– Согласно Положению фестиваля, конкурсанты выступали в одном из пяти жанров русской песни (народной, патриотической, романса, эстрады или армянской песни на русском языке). Школьники выбирали песни в соответствии со своим возрастом. Например, романсы и эстрадные песни были привлекательны для старшеклассников, а детские песни исполнялись школьниками младшего возраста. Патриотические, народные и армянские песни в переводе на русский язык выбирали школьники всех возрастов.

Однако не только в финале, но и на протяжении всех этапов фестиваля чаще исполнялись народные песни «Калинка», «Коробейники», «Вдоль по питерской», «Валенки», патриотические «День Победы», «Офицеры», «Кукушка», «Там за туманами», «Катюша». Особенной популярностью пользовались у школьников русские романсы. Спектр же исполнения эстрадных песен был очень широк – от песен середины XX века до сегодняшнего дня. Большой популярностью пользовались песни Арно Бабаджаняна, в связи с его 95-летием.

– Также в рамках фестиваля в школах прошли Дни русского языка и русской культуры – расскажите об этом подробнее.

– Анализ первого фестиваля показал, что в песенных конкурсах могли принять участие лишь школьники, имеющие вокальные данные. Поэтому организаторами уже со второго фестиваля была внесена новая составляющая – проведение в рамках фестиваля Дней русского языка и русской культуры. Это вечера русской поэзии, утренники, музыкально-литературные композиции, выставки репродукций картин русских художников, спектакли, представления по мотивам произведений русских писателей и русских народных сказок, а также круглые столы, открытые уроки по русскому языку и литературе и т. д.

Причём все мероприятия проводятся исключительно на русском языке.

Мы хотели сформировать такое пространство, где каждый ученик, исходя из своих интересов и способностей, мог бы принять участие в фестивальных мероприятиях не как пассивный зритель, а как активный участник. К примеру, имеющие вокальные данные могли попробовать себя в песенном конкурсе, чтецы – в вечерах русской поэзии, эрудиты – в викторинах и играх «Что? Где? Когда?» и т. д.

Можно сказать, что результаты всех проведённых фестивалей доказали правильность такого подхода. Вообще, мы всё время стремимся обогатить наш фестиваль. Новшеством программы третьего фестиваля стал «Конкурс сочинений по русскому языку», проводимый, как и песенное соревнование, на трёх уровнях – школьном, областном и республиканском.

В программу IV фестиваля вошли четыре основные составляющие: конкурс русской песни, Дни русского языка и русской культуры, конкурс сочинений по русскому языку и конкурс «Лучший учитель русского языка и литературы».

– Новшество этого года – конкурс «Лучший учитель русского языка и литературы». Почему решили его провести?

– Учитывая, что одной из центральных фигур в популяризации русского языка является учитель, в программу четвёртого фестиваля мы включили также конкурс на звание «Лучший учитель русского языка и литературы», который был проведён совместно с Российским центром науки и культуры в Ереване.

Мы считали, что проведение подобного конкурса будет способствовать повышению профессионального уровня преподавателей русского языка, развитию их методического мастерства.

В заключительном туре приняло участие 28 учителей. По итогам конкурса лучшим учителем русского языка и литературы признана Рузанна Штоян из основной школы № 6 имени Пушкина г. Гюмри.

– Как вообще в Армении складывается ситуация с русским языком –насколько он популярен? Связывает ли подрастающее поколение с русским языком своё будущее?

– В Армении знание русского языка становится всё более востребованным не только среди школьников, но и среди их родителей, чему, полагаю, способствовало и проведение наших фестивалей.

Русский язык востребован и популярен ещё и в связи с вхождением Армении в Евразийский экономический союз и долгосрочными перспективами, открывающимися перед населением Армении. Молодёжь считает, что хорошее владение русским языком пригодится в жизни.

vesti.am