Союз армян России
флаг

«Народ армянский! Спасение твое - в твоем единении»

Егише Чаренц

Союз Армян России общероссийская общественная организация
Присоединяйтесь! Вместе мы сможем достойно пройти этот сложный и ответственный этап жизни нашего народа!
Ара Аршавирович Абрамян
Президент САР
Посол Доброй Воли ЮНЕСКО
Личный блог
кавычки

Истории армянских объединений

История армян начинается тогда же, когда начинается летопись цивилизованного мира. История эта великая и во многом трагическая, связанная с постоянными нашествиями, захватами, пределами, гонениями, депортациями и, наконец, геноцидом армян на рубеже XIX–XX веков в османской Турции. Пережив трагедию геноцида, армяне потеряли половину нации и большую часть исторической родины. В ХХ веке, покинув Родину, по свету разбрелись миллионы армян. Создавая новую Армению и многочисленные общины в странах Европы и Америки, Азии и Австралии, Ближнего и Среднего Востока (армянские общины есть в 72 странах мира), предприимчивые и работящие, армяне смогли обеспечить возрождение нации, преодолеть психологические травмы общенациональной трагедии.

Первое упоминание об армянах в России восходит к временам Киевской Руси – армяне жили во всех крупных торговых городах. Указом Екатерины II армянам, подданным империи, выделялись на юге державы места для поселения (Краснодар, Ростов, Ставрополь). Собственно, и армянская церковь в России, имея главный приход в Москве и подчиняясь своему центру в Армении Эчмиадзину, носит историческое название Ново-Нахичеванской. Уже несколько столетий армяне живут в Ново- Нахичевани. Еще во второй половине XVIII века по приказу Екатерины II А.В. Суворов вывез крымских армян на Дон, где они основали Новый Нахичевань и Чалтырь, которые сейчас являются процветающими районами Ростовской области.

Из множества армянских общин, разбросанных по всему миру, российская армянская община является «главной общиной». Она главная во многих отношениях: по численности (в России, по разным подсчетам, проживает 2–2,5 миллиона армян, в США и Франции – по 1,5 млн, (в самой Армении 2,5–3 млн). Армянская диаспора обладает огромным интеллектуальным и экономическим потенциалом. Среди армян много академиков, профессоров, докторов наук, известных врачей, актеров, художников, спортсменов; способствующих процветанию российского государства.

В советское время единственной формой национальной жизни московских армян было распевание песен 24 апреля. Разрозненные же попытки объединиться в группы, скажем, изучения языка быстро гасли, ибо наталкивались на болезненную реакцию властей. К середине 1987 года в ходе объявленной Горбачевым перестройки вышло постановление, разрешавшее создавать самодеятельные общественные объединения; в нем, среди прочего, упоминались и землячества по национальному признаку. Первыми реализовали эту новую возможность украинцы, сумевшие преодолеть сопротивление чиновников, которые нам, армянам, упорно отказывали, заявляя, что "мы все одной национальности - мы все дети Маркса". Но тут грянули карабахские события, и никто уже не просил разрешения на право национальной жизни: 13 марта 1988 года начались мощные еженедельные митинги у церкви "Сурб Арутюн", и возникла первая организация - комитет "Карабах". Потом стали один за другим создаваться культурные общества - "Барев дзес" (12 апреля 1988 г.); "Юсисапайл" (29 августа 1988 г.), МЦАК-Маштоц (20 ноября 1988 г.), а также молодежное объединение "Васпуракан". Практически одновременно начался процесс их объединения в виде разнообразных координационных советов.

Это кончилось созданием 29 июня 1989 года Московского городского культурного общества "Мако", которое было зарегистрировано несколько раньше - 20 июня. Общество это, претендовавшее на общинные функции, продержалось почти год: 13 июня 1990 года оно раскололось на Совет и Правление.

Но вкус к общинной организации уже появился, и 30 ноября 1991 года в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялось учредительное собрание "Московской армянской общины". Но 25 июня 1992 года: часть общинников покинула организацию и создала новую - Армянскую общину Москвы, зарегистрированную 16 февраля 1993 года. Затем были созданы Московская армянская ассамблея (20 июня 1993 года), Международная армянская ассамблея (22 июля 1993 года), а в декабре 1994 года - Всемирная армянская ассамблея. Новый всплеск организационного творчества московских армян вызвал принятый в июне 1996 года Закон о национально-культурных автономиях. В округах столицы начали создаваться автономии, но так как в Юго-Западном округе на базе одной-единственной окружной автономии ( председатель С.С. Григорян) умудрились зарегистрировать общегородскую автономию (3 сентября 1997 года), этот процесс с самого начала принял болезненные формы. За достаточно короткий срок в Москве были зарегистрированы еще 9 автономий. 15 февраля 1998 года в гостинице "Арбат" они провели учредительную конференцию по созданию легитимной общегородской структуры, но из этого, к сожалению, ничего не получилось.

Почти на полтора года наступило затишье, ибо, казалось, что все возможные формы организаций уже исчерпаны. Но потом поняли, что ведь можно делать еще и гибриды: так 4 сентября 1999 года появилась региональная общественная организация-община "Миацум" ("миацум" значит "объединение"). Она запомнилась тем, что была зарегистрирована до проведения учредительной конференции. Еще одна объединительная конференция прошла 25 мая 2000 года в "Президент-отеле", в результате которой была вновь образована Московская армянская община.